Дали далеки Байкал

фотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофото

Байкал – воспоминание на всю жизнь

Мечта побывать на Байкале теплилась в моей душе долгие годы. Еще бы, дед мой и прадед жили на берегах великого озера и рассказов, передаваемых из поколения в поколение о крастоте и величии сибирской природы, о кристальной чистоте сибирской воды, о широте души людей, движущих на его берегах – было в нашей семье предостаточно.

Кто знает, быть может именно те рассказы стариков стали основой моего характера, одно знаю точно – рыбалкой я заболел именно благодаря деду. И болезнь эта добрая, но неизлечимая, завет, манит меня в дорогу. Подмосковные пруды, речушки, Астрахань, Карелия, Кольский полуостров, Тверские озера, Вологодчина, даже Дальний восток, а вот на Байкале так и не удалось побывать. Нет, так дело не пойдет, человек, в конце концов должен знать где его корни. Сказано – сделано. В прошлом году, обсудив с семьей и друзьями предстоящий летний отпуск, решили единогласно – едем на Байкал. Но как сделать путешествие насыщенным, интересным, чтобы не сидеть на одном месте, пусть даже в самом лучшем пансионате, ведь так хочется увидеть побольше, побывать в самых потаенных уголках, рыбу половить непуганую, отдохнуть всей семьей, детям Байкал во всей красе показать. Да, как говорится, губа не дура. Но кто ищет, тот всегда найдет. Перелопатив кучу буклетов турфирм, обзвонив, друзей, облазив Интернет, собрали стопку предложений.  Решили в ближайшую субботу устроить совет в Филях, - да - да, именно в Филях – у Сашки. Сашка – это мой постоянный закадычный спутник на рыбалке, дружим мы уже лет 20, и в летний отпуск чаще всего выезжаем все вместе, с семьями, благо и у меня, и у него в семье по вопросу рыбалки – полное взаимопонимание, - как говорится, папа, мама, я – рыболовная семья. В прошлом году путешествовали мы по Карельским озерам, а в этом – постараемся все-таки попасть на Байкал. Именно Сашка, по-моему, притащил на наше рыбацкое собрание новый журнал  Схватил, увидев на обложке заветное слово «Байкал».

Пока жены к обеду стол накрывали, дети наши, знакомые еще с пеленок, общались в своем углу, мы с Саней анализировали различные варианты отдыха на Байкале. Так, пансионат «Листвянка», все хорошо, но народу, судя по всему – пруд пруди, - это не для нас. Дом отдыха «Байкал» – похоже, та же история, конный поход – интересно, но рыбачить будет пожалуй сложновато. А что там в журнале пишут? Теплоходик, рыбалка, путешествие по Байкалу. – а что, в этом что-то есть. Собравшись все вместе, обсуждали уже нюансы, - как добираться, сколько стоит, что за теплоход, как и где будем рыбачить. Говорили долго, - мнения были разные, - от восхищения до некоторого пессимизма. Все-таки мы привыкли путешествовать самостоятельно, рассчитывая на собственные силы и зная возможности своей сплоченной команды. А в турфирму будем обращаться впервые. С другой стороны, Байкал – это не Карельские озера, на байдарке особо не поплаваешь. Решено – едем. Обсудив по телефону нюансы предстоящего путешествия, приобрели путевку и билеты до Иркутска. Получив предварительные консультации еще в турфирме, вспомнив все, что слышал от деда и читал когда либо о рыбалке на Байкале, подбор снастей и приманок я осмелился взять на себя. Мы с Сашкой – спиннингисты, жены ловят на удочку, мои мальчишки пытаются осваивать и то, и другое, а Сашкина старшая дочка нахлыстом увлеклась, и пусть успехи пока скромные, главное в нашем деле – не побеждать, а участвовать.

Наконец все собрано, проверено 100 раз, до долгожданного путешествия целые две недели. Эх, правду говорят, - догонять и ждать – самое трудное. Время тянется словно резина, день, второй третий, пятый. Медленно, ой как медленно.

Самолет, разбежавшись по полосе медленно отрывается от земли. Ура! Путешествие началось. В аэропорту Иркутска нас уже встречали. Познакомились, и, погрузив скарб в авто, спешим на встречу с Байкалом. Путь наш лежит до острова Ольхон, это примерно часа 4 от Иркутска. Любуюсь природой, наслаждаемся чувством ожидания предстоящего путешествия. Разговариваем, обсуждаем, спрашиваем что да как. Игорь, командир нашего корабля рассказал, что сегодня будем отдыхать, париться в бане, а завтра, чуть свет – в путь!

- Маршрут будет интересным, за 8 дней пройдем весь Байкал, побываем на самом севере, порыбачим рядом с Баргузинским заповедником.

Эх, скорее бы. За окном появляется величественный пейзаж – синее величественное море в обрамлении скалистых берегов – душа замирает, здравствуй,  Байкал!

Прибыли на место. В заливе у берега стоит кораблик

Разложив вещи по каютам, ничего пока распаковывать не стали. Первый переход   займет около 6 часов – вполне хватит времени, чтобы все разложить по полочкам.  А Сегодня будем ночевать в рубленом доме, париться в бане и любоваться Байкалом.

Умеют на Руси встречать гостей, а уж в Сибири умеют это делать так, как нигде на Земле. Через час, разомлев после ужина и готовясь отправиться в парную, мы уже не чувствовали себя гостями. Общались, смеялись, вспоминали рыбалку да случаи разные, вместе с нашими новыми друзьями, как будто знакомы мы не несколько часов, а очень много лет. О рыбалке можно проговорить всю ночь. И Игорь волевым решением прекращает посиделки – «Баня остынет!».

Из раскаленной бани с разбегу в Байкал – Слабо?! Нет, ни слабо. Вода обжигает голубыми ледяными искрами, и чувствуешь себя родившимся вновь.

Поздним вечером, уложив своих домашних, мы с Сашкой вышли покурить и присев на огромный валун у самой воды, слушали ночь, шелест прибоя, смотрели на звезды и благодарили судьбу, что привела нас на Байкал.

Ранним утром, свежие, выспавшиеся, салимся на теплоходик и отправляемся в путь. Через несколько минут выходим из уютной бухточки в открытое море. Байкал предстает перед нашими глазами во всем своем величии и красе. Завораживающее чувство причастности к чему – то великому, вечному охватывает наши сердца. Смотрим, любуемся во все глаза. Кораблик набирает ход, путешествие началось.

Описать подробно все впечатления волшебной недели нашей байкальской экспедиции словами не берусь, да объем такого рассказа больше походил бы на книгу. Так что придется картину писать только крупными мазками.  мы уютно в семейных каютах, и уже на второй день чувствовали себя на корабле как дома. Повар кормил всю нашу дружную команду вкусно, сытно и вовремя, - в общем, пансионат, да и только. Освобожденные от хозяйственных мелочей, рутины и бытовухи, мы наслаждались самым главным -  незабываемыми красотами Байкала, чистым воздухом, кристально прозрачной водой, дикой и величественной природой сибирской тайги и, конечно же, потрясающей рыбалкой.

Вот теперь самое время рассказать о рыбалке. Первая наша рыбалка на Байкале состоялась уже в первый день путешествия. Зайдя в небольшой заливчик корабль причалил к берегу, и капитан  скомандовал нам «Спиннинги к бою!». – «Кого ловить будем?» – «Окуня», - «А велик ли окунь?» - «Да всякий, бывает, что и под два килограмма».

Ого, загад, конечно, не бывает богат, но стимул есть. Глубина в заливе метра 4. Вращающаяся блесна с головкой весом 12 гр с бульканьем опускается в воду. Веду не торопясь, у дна. Стук! – камень, стук!- второй. Стук – ага, есть! До чего же интересно ловить в прозрачной воде. Окунь, растопыривший плавники виден метров с 15. Рыба в Байкале потрясающе красивая, словно нарисованная мастерской рукой, окуни брали бойко, к ловле присоединились и дети, и жены. И уже через час пара ведер отборных окуней плескала хвостами. Рекордный потянул на 950 грамм и попался на Сашкину блесну, остальные тоже были хороши, от 500 граммов. Копченый окунь на всю команду обеспечен, путешествие продолжается!

На следующий день мы впервые ловили байкальского хариуса. Ребята хозяева теплоходика придумали оригинальный способ ловли из-под винта, о котором мы читали еще в Москве.

Вся хитрость в том, что корабль, встав носом к берегу, включает двигатель и кильваторная струя поднимает со дна всякую муть, в том числе и рачков – мормышей, основную пищу байкальского хариуса. Образовавшаяся искусственная река привлекает хариуса с большой акватории не смотря на шум винтов рыба подходит прямо к кораблю.

Ловили мы на «байкальский настрой» – это такая хитрая снасть, весьма напоминающая проводочную оснастку, крупный поплавок, десяток грузил мал, мала, меньше, и парочка специальных мух связанных на крючках №№ 4-6. Удилище стеклопластиковое, жесткое и мощное, катушка «Невская».  Опустив снасть прямо с кормы, стравливаешь леску по течению. Хариус стоит прямо в струе и с жадностью хватает приманку. Жены и дети в восторге – поклевка за поклевкой! Ловля настолько азартная и результативная, что захватывает тебя с головой. Только когда в огромном просторном тазу оказалось почти сотня серебристых рыбин, спохватившись, я предложил остановиться – куда нам столько, пора и честь знать.

- Папа, ну еще чуть-чуть, у меня смотри какой крупный!

Ну как туту отказать? – Ладно, еще полчаса. Но чур, рыбу отпускать!

Пока дети соревнуются мы с Саней решили попробовать ловить хариуса на другую снасть. Я оснастил спиннинг тирольской палочкой, а на поводке за ней поставил небольшой твистер. Сашка, практически, скопировал, мою оснастку, но в качестве приманки выбрал микровоблер.

Забрасываем одновременно, и опустив оснастку поближе ко дну, начинаем проводку. Подсекаем оба как по команде и так же синхронно вытаскиваем двух хариусов – они как братья близнецы – одинакового размера, цвета и формы. Вывод ясен – можно ловить и спиннингом.

Ловля со спинингом на Байкале

Меняет оснастку – я ставлю вращающуюся блесну с маленькой, но тяжелой вольфрамовой головкой, Сашка – небольшую колебалочку. Проводка, вторая, - есть! Опять тащим двух хариусов. Аквариум, да и только! Вечером лакомились малосольным хариусом – вкуснятина неописуемая, тем временем  кораблик   приближал нас к заветной цели – северной части Байкала, где в таежных реках - притоках водятся могучий таймень и ленок. Выйдя в район острова Бакланий Игорь предложил нам половить щук. Щука на Байкале – как то не экзотично, но узнав, что речь идет о крупной рыбе – мы согласились, и не прогадали. Утром, пока еще все спали, спустили катер   уходим исследовать заливы. В первом поклевок нет. Во втором – буквально сразу хватка, да какая! Шестикилограммовая щука ходила ходуном, метаясь из стороны в сторону, два раза вылетала на свечу из прозрачной как слеза воды залива. Как в кино. Я буквально каждое движение рыбы видел – разве такое забудешь!

Решили прочесать заливчик как следует, и не ошиблись. За 2 часа мы втроем добыли 17 щук. Самая мелкая – килограмма 4, самая крупная – больше 9. Ловили мы на крупные вращающиеся блесны, глубина ловли – чуть более 3 метров. Потрясающая рыбалка! До чего же сильная щука в байкальских заливах. Видимо, непростые условия жизни в прозрачной холодной воде накладывает свой отпечаток.

Кому придет в голову в Подмосковье, к примеру, варить уху из щуки? А байкальская щука – жирная и наваристая. В охлажденном виде - белейшее мясо, вкусное и нежное, отрезаешь ломтик, кладешь на хлеб, чуть-чуть подсаливаешь – у, красота!

Северная часть Байкала – самая дикая, необжитая и нетронутая. Природа сохранилась здесь в своем первозданом состоянии, и мы, рыболовы- путешественники, чувствуем себя ее маленькой частичкой. Проплывая вдоль поросших тайгой берегов, путешествуя пешком по притокам Байкала, мы растворялись в потрясающем море сибирской природы.

А какая тут рыбалка! В устьях рек Кабанья, Шеглянда ловили мы ленков и хариусов - спиннингом на воблеры и вращающиеся блесны и нахлыстом на сухие и мокрые мушки. Однажды чуть нос к носу не столкнулись с медведем, и это приключение только добавило азарта и адреналина в наше и без того увлекательное путешествие. В реке Фролихе ловили мы крупного ленка, охотились за тайменем, и пусть не удалось нам поймать царя сибирских рек, а маленький, пятикилограммовый таймешонок, схвативший воблер, благополучно вернулся в родную речку, - рыбалка и без того была полна впечатлений. О такой рыбалке можно только мечтать!

Байкал

И в реках, и в самом устье, на выходе на просторы Байкала, где бойкая струя постепенно успокаивается в умиротворенных водах, ловили мы спиннингом, нахлыстом, удочкой. Смело экспериментируя с приманками, мы испытали в деле почти весь своей арсенал. Самыми уловистыми оказались любимые мои вращалки Blue Fox, а самого крупного ленка добыла нахлыстом Сашина дочка. Гордости и радости не было предела!

Мы даже предприняли вылазку на таежное озеро за гольцом, редкая и оседлая форма которого, по словам наших проводников, в изобилии населяет этот труднодоступный водоем.

Время летело незаметно. И когда путешествие подошло к концу – никто не хотел возвращаться. Но все хорошее, к сожалению, кончается. И с чувством грусти мы покидаем берег великого Байкала и благодарим от всего сердца людей, которые помогли нам осуществить заветную мечту.